0 

Старость - не радость? Или нет? ← Статьи

Старость - не радость? Или нет?

По сравнению с процессом запоминания, творческое мышление является несравненно более сложным механизмом, в котором принимает участие намного больше структур головного мозга. Очень сложно описать такой процесс не только количественно, но и качественно, при том, что память исследуют, определяя объем и скорость запоминания и забывания.

Соответственно, прослеживается зависимость между физиологическим состоянием мозга и эффективностью мнемонических процессов. Наилучшая память проявляется в раннем детстве, когда даже может проявиться эйдетическая память – когда запоминается полный визуальный образ, например страница текста. Эйдетическая память - это хорошо лишь в разумных пределах, иначе пришлось бы видеть перед глазами неделями подряд один и тот же текст. С возрастом же, без тренировок, память начинает постепенно ухудшаться.

В процессе же творческого мышления все происходит по-другому. Выделим 4 основных фактора, которые влияют на эффективность наших творческих способностей.

1. Биологический носитель, т.е. состояние головного мозга и организма в целом. Чем позже Вы хватитесь, тем меньшего прогресса сможете достичь, хотя и здесь бывают значительные успехи. С возрастом происходят труднообратимые изменения мозга, приводящие к замедлению процессов мышления, повышенной утомляемости и прочим ухудшениям. К 60-ти годам погибает около 10 \% мозговых структур. Но ведь оставшихся 90\% с избытком достаточно даже для гениальных успехов. Существует немало документальных подтверждений, что даже при массе мозга на 50\% меньше среднестатистического, у людей абсолютно нормальное развитие и сохранение всех психических процессов, они даже в университетах учатся.

2. Опыт, знания и умения, обретенные человеком в течение жизни. Как правило, с возрастом опыт обогащается, и большинство старых людей знают больше молодых. Конечно, в наш динамичный век бывает и наоборот. Но чаще - чем старше, тем информированнее и опытнее, а это приносит вклад в творческие способности, поэтому люди в возрасте в этом отношении выигрывают.

3. Окружение. Это довольно сложный и неоднородный фактор. На состояние человека влияет окружающая среда и социум, стимулы и стереотипы, которые поступают извне. Здесь не замечено прямой зависимости от возраста, все зависит от конкретного человека. Значение имеет само окружение, а также возможность по своему желанию менять его.

4. Программы мышления. Собственно, механизм превращения имеющейся информации в новые идеи. Человек рождается практически без подобных программ. Они формируются в процессе жизни. Но данные программы и метапрограммы (программы по управлению программами) как полезны нам, так и вредоносны. Польза очевидна – они организуют и формируют наше мышление и поведение, благодаря им мы гомо сапиенсы, разумные существа. Ну а вред в том, что мы становимся слишком уж запрограммированными. Приобретая определенные модели-программы, мы постепенно пропахиваем себе колею, из которой уже практически не выбраться. Это означает, что мы теряем способность бросить новый, свежий взгляд на жизнь. Ведь именно поэтому в организации приглашаются консультанты и сторонние сотрудники - чтобы они взглянули незашоренным взглядом на происходящее, и нашли более эффективные варианты действий или направления мышления. Жизнь неизменно движется вперед, а с возрастом мы начинаем предпочитать привычное постоянство, наши мыслительные модели фиксируются, и чем дальше, тем наше мышление становится все более консервативным и ригидным. Мы принимаем лишь привычные решения, а оригинальные отвергаем. Это не может не отразиться на творческих способностях, не говоря уж о жизни в целом. Но не отчаивайтесь.

Ведь мыслительные программы - самый доступный фактор для изменения. В первую очередь вы можете постепенно учиться тому, как лучше думать. Изучать, чем отличается мышление успешных и креативных людей. Многие старые, давно отжившие свое мыслительные модели , вам будет достаточно легко сломать и возвести на их месте что-то более современное и гибкое. Учиться никогда не поздно, так же как и переучиваться. Использование определенных приемов и подходов поможет нам приобрести новое мышление независимо от возраста.

В итоге получается, что старик, который занимается улучшением своего мышления, будет творчески более успешным, чем молодой, совершенно не стремящийся к развитию творческого мышления, которое заросло паутиной из-за неиспользования.



Создание нового ответа
 
 
 
 

Интерпретации

 
0
ирина (аноним)
12.12.2015 18:12
 

стары конь борозды не испортит